РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ

Основываясь на исторические факты можно сделать вывод, теория и методика единоборств постоянно пополнялась новыми знаниями, например, еще в период первых Олимпийских игр атлеты использовали отягощения для развития скоростно-силовых качеств. В Римской империи при подготовке гладиаторов применялись макеты оружия, защитное снаряжение подвижные тренажеры для отработки техники уклонов и нырков. Широко использовался принцип вариантности в обучении: гладиаторы проводили бои с противниками, вооруженными различным оружием в т. ч. групповые бои. Эти методические приемы получили дальнейшее развитие в средние века. Например, в Англии и Франции в средние века для упражнений с копьем и мечом применялся специальный спортивный снаряд - кентэн (quintaine). На кол, вбитый в землю, подвешивались доспехи и щит, а иногда и просто бочка. Обучаемым ставилась задача так атаковать противника, чтобы кеттэн, желательно вместе с колом, упал на землю. Проводились рыцарские турниры, например, так называемый "бухурт" представлял собой групповой бой двух шеренг. Или "Тъост" - единоборство двух рыцарей. Практиковался также бой одного против целой шеренги воинов. В целом турниры являлись своеобразными рыцарскими маневрами, и служили проверкой физической и боевой подготовленности участников.

В России излюбленной молодецкой забавой были кулачные и палочные бои "стенка на стенку" бои на кургане за захват вершины и т.п.

Первые книги по единоборствам (искусству фехтования) в Европе были изданы в конце XIV века в Германии. Одна из них написана мастером Оттом (книга, к сожалению, не сохранилась). Другая книга в 1388 году мастером Лихтенауэром: " Я обучал молодых рыцарей фехтованию мечом даже стоя на лошади, в доспехах и без них", - писал известный мастер (В.Оливова, 1985). В середине ХУ века вышел в свет 3-томный труд мастера Ганса Толгоффера. В первой книге (1443) повествуется о ходе поединка. Во второй (1459) - раскрываются секреты фехтовального мастерства. В третьей, иллюстрированной 258 рисунками, даны конкретные указания относительно способов ведения поединка, как без оружия, так и с помощью длинных ножей, топоров, больших колющих щитов, мечей, кинжалов, книги мастеров Отто, Лихтенауэра и Толгоффера заложили основы немецкой школы фехтования (G.Неrgsе1, 1887).

Широкую известность трудов по фехтованию, изданных в Германии в ХУ1 веке, получила книга Гектора Майера. В ней получили описание не только существующие виды фехтования, но особое внимание уделяется фехтованию на мечах, приводится 120 боевых позиций.

Во Франции первая книга по фехтованию датируется лишь 3-ми годами XVI века. Объясняется это просто, единоборства с оружием были настолько распространены и популярны, что необходимость обучать по книгам отсутствовала.

Первым испанским автором, издавшим теоретический труд по искусству обращения с оружием, являлся Херонимо Санчес де Карранза. Он обобщил практический опыт мастеров оружейных школ и странствующих учителей, а также систематизировал теоретические изыскания по искусству фехтования в Испании. Де Карранза составил каталог позиций и выпадов, взяв за основу математические правила. В дальнейшем эту работу продолжил его ученик - Дон Лупе Пачеко де Нарваес. Благодаря им, искусство владения оружием стало изучаться и совершенствоваться на основе точных наук: алгебры и геометрии. Каждое движение с оружием в руке было выражено математической формулой, перемещение фехтовальщиков исследованы с помощью геометрических схем.

Изменение в технике фехтования произошло в период Эпохи Возрождения. В первой половине XVI века в Италии были изданы пособия, заложившие фундамент теории обращения с оружием. Отцом итальянского фехтования по праву считается Ахилле Мароццо. Его труд под названием "Ореrа Nоvа di Асhi11е Маrоzzo, Boloqneze, Maestro General de l 'armi" (1536), богато иллюстрированный рисунками, в течение 1536-1616 г.г. переиздавался 5 раз. В нем обобщены все виды фехтования, существовавшие в Италии, которые объединены в определенную систему. Мароццо уделяет внимание и психологической подготовке к поединку, подчеркивая, что фехтовальщик не должен испытывать чувства страха перед противником и приступать к поединку в спокойном состоянии духа.

Большим шагом вперед стала книга инженера и математика Камилло Аггриппы " Trattato di Scientia d 'Armi, con un Dialogo di filosofia, di Camillo Aggrippa, Milanese" (1553),который был не профессионалом, а любителем фехтования. Этот труд переиздавался трижды: в 1553,1568 и 1604 годах. На основе своих знаний математики, он вычислил оптимальные траектории ударов из различных исходных позиций, оптимальные защитные действия, а также упростил поединок, выделив в нем четыре главные позиции. Особое внимание Агриппа уделял упражнениям, подчеркивая их значения для совершенствования человеческого тела и укрепления здоровья. В книге Агриппы умение обращаться оружием впервые представлено, как нечто более важное, чем просто средство обороны и нападения (В.Оливова,1985).

Венцом теоретической разработки искусства фехтования эпохи Возрождения по праву считается книга итальянского мастера Сальваторе Фабриса "De lo Schermo overa scienza d 'armi"(1606). Этот труд издан в Копенгагене т.к. Фабрис состоял при датском дворе. Совершая путешествие по Европе, Фабрис изучал местные особенности фехтовального искусства. После тщательного отбора он включил наиболее эффективные элементы в школу итальянского фехтования. Этот труд, систематизировавший существовавшие тогда, направления фехтования, заложил основы универсального европейского искусства фехтования (В.Оливова,1985).

Во второй половине ХVI века искусство владения оружием стало не отъемлемой частью системы образования в университетах Италии. Что касается европейской системы Образования, то абсолютное большинство ведущих педагогов одним из обязательных элементов в физическом воспитании молодого поколения считали единоборства (см. таб.)

В России вследствие медленного распространения грамоты традиционная русская школа рукопашного боя стала оформляться лишь в ХVII-ХVIII в.в. В 1647 году был издан первый русский воинский устав "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", в котором основная часть была отведена приемам владения холодным оружием. В 1700 году при непосредственном участии Петра 1 вышел первый строевой устав "Кратное обыкновенное учение", где впервые даны основы строевого и тактического обучения по владению огнестрельным оружием со штыком.

Большую работу в становлении российской школы рукопашного боя сыграли выдающиеся военноначальники: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Драгомиров и др. Александр Васильевич Суворов в своих работах "Полковое учение" и "Наука побеждать" развил принципы доступности и последовательности в обучении. Он требовал от офицеров учить солдат "без жестокости и торопливости, с подробным растолковыванием и показанием", а на завершающем этапе обучения проводить комплексные тренировки в штыковых атаках. Выдающийся полководец Ф. Ф. Ушаков уделял большое внимание подготовке моряков к рукопашному бою, внедрив на флоте проведение так называемых "абордажных игр".

В целом, в ХУ111 и в начале XIX в.в. в российской армии использовалась одна из прогрессивных систем рукопашного боя. Однако к середине 50-х годов XIX века эта традиция стала теряться из-за внесения в боевую подготовку чуждых российской армии прусских порядков - постоянной муштры и палочной дисциплины. Виной этому стала неудача в Крымской компании (1853-1856) г.г. после чего были предприняты попытки улучшить боевую и физическую подготовку войск. Так в программы обучения большинства воинских частей с конца 50-х г. Х1Х века включается наряду с гимнастикой фехтование и штыковой бой, а в 1861 издаются новые "Правила для употребления в бою штыка" Этот документ состоял из четырех частей, в которых описывалась техника уколов, ударов, передвижений, отбивов, обманов; тактика их применения, приводилось описание вольного боя на штыках. Согласно "Правилам..." в войсках вводилось фехтование на ружьях с пружинным штыком, а также стали обязательными и ежедневные занятия по штыковому бою.

В дальнейшем в Русской армии выпускалось ряд руководств по подготовке войск к рукопашному бою (1879,1881,1907,1910). В их числе необходимо отметить и "Обучение штыковому бою" (1907), в котором учтен опыт русско-японской войны. Особое внимание в этом документе уделяется проведению вольных боев, в том числе групповых. В советское время рукопашный бой как дисциплина боевой подготовки получил свое дальнейшее развитие. В начале следует отметить, что рукопашный бой является одним из самых первых видов физической подготовки, по которому проводились занятия с бойцами Красной Армии.

Так, в 1919 в числе первых советских документов по физической подготовке была разработана программа занятий по рукопашному бою. В этот же период в качестве дополнения к "Строевому пехотному уставу РККА" было утверждено руководство "Обучение штыковому бою". Уже в нем закладывались основы, методики комплексной тренировки в преодолении препятствий, рукопашном бое, метании гранат и развитии морально-боевых качеств.

В 1922 году "Программа по физической подготовке Красной Армии" обобщая опыт гражданской войны, впервые помимо владения холодным оружием, выделила раздел "Способы защиты и нападения без оружия". Вводились приемы бокса и борьбы. В целом на рукопашный бой выделялось 25% учебного времени. В качестве общей направленности этого документа следует отметить реализацию принципа: и учить войска в мирное время тому, что придется им делать на театре военных действий. Кроме того, данная Программа указывала на необходимость проведения в процессе тренировки в полевых условиях комплексных соревнований, включающих преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой.

В конце 1922- начале 1923 г.г. согласно приказа РВСР ? 2580 в клубах РККА создаются кружки физической культуры - будущие спортивные клубы армии, которые начинают культивировать в числе других видов спорта разделы рукопашного боя "Способы защиты и нападения без оружия" и "Владение холодным оружием". Это сыграло важную роль в развитии массового спорта в Красной Армии.

Чуть позднее (16 апреля 1923 года) учреждено Московское пролетарское спортивное обществ "Динамо", где была открыта секция самозащиты, которую возглавил В.А.Спиридонов.

Военная реформа 1924-1925 г.г. коснулась и физической подготовки военнослужащих. В 1923-1925 г.г. издается первое официальное руководство по физической подготовке "Физическая подготовка Рабоче-крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи".

Оно закрепило разделение содержание рукопашного боя на два раздела: "Владение холодным оружием" (кн.6,1923) и "Способы защиты и нападения без оружия" (кн.8, 1925). Первый раздел делился на две части "Владение саблей" и "Владение винтовкой на прохождение, которых отводилось 88 и 46 часов, соответственно. Однако содержание руководства владению холодным оружием в основном сводилось к неприменимым в бою, чисто спортивным приемам фехтования, а методика обучения обеспечивала развитие качеств и навыков для успешных действий в, ближнем бою.

В качестве положительного момента нужно отметить, что в приложении к Руководству по владению винтовкой (с 115) даны указания правил соревнований в ведении командного боя на винтовках с эластичным штыком и соревнований "в атаке позиций". В целом же, как отмечает А.П.Варакин (1956). Новое руководство было схоже с "Руководством по штыковому бою" Русской армии 1907 года, а подготовка по рукопашному бою в частях сводилась, в основном к отработке подготовительных приемов, т.е. гимнастике с оружием.

В то же время предназначение рукопашного боя в Боевом уставе пехоты (1928) было сформулировано в лучших традициях Красной армии: "...путем упорного настойчивого движения сочетаемого с огнем, преодолеть все препятствия, противопоставленные противником, сойтись с ним грудь с грудью, решительной рукопашной схваткой окончательно сломить его сопротивление и уничтожить его живую силу" (п.3-а). "Для успеха атаки необходима бесповоротная решимость бойцов, несмотря на все препятствия, во что бы то ни стало пробиться до рукопашной схватки с противником и уничтожить его (п.75).

Таким образом, в эти годы наметилось разногласие между целью и задачами по подготовке военнослужащих к рукопашному бою с одной стороны и средствами и методами их достижения, с другой стороны. В деле дальнейшего совершенствования, рукопашного боя важную роль сыграло издание в 1929 году "Временного руководства по обучению рукопашному бою в РККА" и в 1930 году "Временного руководства по штыковому бою". Из программы обучения штыковому бою были изъяты академические фехтовальные приемы, а техника приемов упрощена и значительно приближена к условиям реальной обстановки боя. В 1930- году для оперативных сотрудников ГПУ и милиции Н.Н. Ознобишиным было выпущено руководство "Искусство рукопашного боя". В нем, на основе личного опыта, а также обобщения приемов из английского и французского, бокса, японской борьбы джиу-джитсу, и некоторых зарубежных полицейских единоборств разработана система, в основанная на применение способов ведения боя в зависимости от дистанции с противником. На расстоянии от 6 м и более используется огнестрельное оружие; 4 м - удары палкой, тростью; 2-3 м удары ногами; 1-2 м - удары руками; в захвате с противником в стойке и лежа на земле - джиу-джитсу.

Ярким примером того, какое значение придавалось рукопашному бою в деле воспитания молодежи, служит тот факт, что в 1932 году в комплекс ГТО 2 ступени, было включено 47 боевых приемов. Кроме того мужчины, сдающие нормы ГТО по самозащите, должны были провести 5-минутную вольную схватку по спортивным правилам дзюдо и вольный бой на винтовках с эластичным штыком.

В 1927 году помощник инспектора физической подготовки РККА Г.А.Калачев издал методическое пособие "Штыковой бой". В 1928 году вышли книги М.Солоновича "Самооборона и нападение" и А.Бутенко "Самозащита без оружия". В 1930 году Н.Н.Ознобишин выпустил для сотрудников ГПУ и милиции руководство "Искусство рукопашного боя".

В истории становления советской системы рукопашного боя особое место занимает Василий Сергеевич Ощепков.

Большим вкладом в дальнейшее развитие теории и практики рукопашного боя явилась разработка и издание кафедрой рукопашного боя и фехтования Военного факультета ГЦОЛИФКа Наставления по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРЕ-38). Его авторами были Т.И.Климов (начальник кафедры), Ю.К. Мордовин, В.В. Вышпольский и Н.М.Галковский. Обобщая опыт ведения боевых действий против японских войск, этот документ объединяет в единый комплексный раздел приемы и действия рукопашного боя, способы передвижения, преодоления препятствий и метания ручных гранат. Назвали: "Подготовка к рукопашному бою" Авторы НПРБ -38 подчеркивали: "Подготовка к рукопашному бою является одним из важнейших разделов боевой подготовки командиров и бойцов к действиям во время атаки, т.е. в ответственейший и самый напряженный момент боя. Обучению и тренировке в рукопашном бою подлежат все бойцы, командный и начальствующий состав РККА" (с.5)

Наставлением рекомендованы упражнения, способствующие закреплению навыков ведения поединка в усложненных условиях. Одним из них был бой невооруженного с противником, вооруженным винтовкой с эластичным штыком. Кроме того, была разработана система контрольных упражнений, представляющих собой скоростное преодоление различных по сложности полос препятствий с метанием гранат и поражением целей штыком и прикладом.

Наставление послужило определенным толчком к более широкому развитию спортивно- массовой работы по рукопашному бою. С 1939 года стали проводиться соревнования по двоеборью (преодоление 150-метровой полосы препятствий и бой на винтовках с эластичным штыком или мягким наконечником), начиная от первенства части и заканчивая первенством РККА и СССР. Большой охват военнослужащих при проведении соревнований значительно повысил

уровень подготовленности к преодолению препятствий и рукопашному бою.

В 1941 году с учётом опыта боев на Севере (1939-1940 г.г.) и на Дальнем Востоке (1938-1939 г.г.) авторским коллективом в составе Г.А.Калачева, А.А.Тарасова, Н.И.Харламова, И.Н.Григорьева, К.Т.Булочко, Б.А.Сагателяна издается новое "Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной Армии" (РПРБ-41). Усиливаются требования к выполнению приемов в различной обстановке, доведению их до автоматизма обучения, максимально приближается процесс к условиям полевой обстановки. С этой целью комплексная тренировка должна проводиться на тактических занятиях и на стрельбах в виде коротких эпизодов различных боевых действий (РПРЕ-41, С.92).

Отказавшись от проверки подготовленности бойца по нормативам на стандартных полосах препятствий, руководство вводит проверку техники выполнения отдельных приемов в марше на 5 км с последующим преодолением 250-300-метровой произвольной штурмовой полосы. Однако как показали исследования А.П.Варакина (1956), отказ от разработанных ранее нормативов сыграл отрицательную роль в практике боевой подготовки войск.

Великая Отечественная война потребовала быстрой перестройки в системе подготовки резервов и пополнения для фронта. С 1942 года для запасных частей была разработана 3-месячная программа боевой подготовки: (15 занятий по ОФП и 25 занятий по РБ). Великая Отечественная война является богатейшим источником совершенствования методики обучения войск. Однако анализ некоторых послевоенных документов по физической подготовке приводит к выводу, что не отражен передовой опыт отечественной системы подготовки военнослужащих к ближнему бою. Более того, в НФП - из раздела "Рукопашный бой" исключаются действия подручными средствами, приемы нападения и защиты без оружия, а в программу действий с карабином вводится ряд академических фехтовальных приемов.

В последующих Наставлениях (НФП-54,НФП-66, НФП-78) эти недостатки устраняются, однако в содержании раздела начинает превалировать тенденция, которая, в последующем, не получила ни теоретического обоснования, ни подтверждения практикой. Речь идет о том, что, начиная с НФП-59, приемы и действия с личным оружием неоправданно отходят на второй план (рис.).

В первую очередь, это связано с последствиями военно-технической революции, в период которой развитие материальных средств ведения войны достигло этапа автоматизированных комплексов боевого оружия и механизированной техники (П.Кроссер, 1975), а мощность оружия - огромной разрушительной силы. Появление ядерного оружия, с одной стороны и вооружение личного состава укороченным автоматическим оружием, с другой, временно и неоправданно сместило акценты во взглядах на роль ближнего боя в достижении победы над противником, что, в свою очередь, негативно отразилось на развитии рукопашного боя. В 1952 году последний раз проводятся соревнования по рукопашному бою. С 1967 года в Советской Армии перестают развивать такой важный военно-прикладной вид, как фехтование на карабинах с эластичным штыком.

В итоге, практически до недавнего времени спортивно-массовая работа по рукопашному бою в Вооруженных Силах не проводилась (за исключением ВДВ, а также специальных ведомств - МВД и КГБ) Опыт войны в Афганистане внес существенные коррективы в подготовку по рукопашному бою, увеличив время на обучение