• РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
  • Захват самолета

    Cамолёт всегда захватывают дважды: сначала угонщики, затем — спецподразделение. Эти действия одинаково опасны, и перевести дух можно, только оказавшись наконец в своей прихожей. А до тех пор главная заповедь — беспрекословно выполнять команды: сначала захватчиков, потом — солдат.

    Если у вас нет специальной подготовки, ни в коем случае не пытайтесь проявлять героизм, пока это возможно. Вы имеете дело с преступником, который уже перешагнул определённую границу, и страх ещё одного преступления вряд ли его остановит.

    Угонщик понимает, что в любой стране приземления ему придётся серьёзно отвечать (хотя скорее всего его вернут назад). Во Франции, Швейцарии, Голландии и ФРГ ему грозят от 10 лет тюрьмы до смертной казни, в Канаде — пожизненное заключение, в США — 20 лет.

    Опыт показывает, что заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока. Именно это в первую очередь следует помнить оказавшись в несчастливом самолёте.

    Многие специалисты по безопасности, например, справедливо рекомендуют заложнику отвлечься от неприятных мыслей анализом ситуации.

    Осмотрите место, где вы находитесь, отметьте пути отступления, укрытия, за которыми можно спрятаться в случае перестрелки. Присмотритесь к людям, захватившим вас. Оцените их психическое состояние, вооружение.

    Попытайтесь по возможности войти с ними в контакт, начать разговор — это удобно сделать, если вы сидите около прохода. Дайте понять, что вы сочувствуете. Как можно больше расскажите о себе, покажите семейную фотографию. Если вам сразу не заткнули рот, это вселяющий надежду знак.

    Попробуйте даже давать какие-то советы, ведите себя естественно, даже дружески. Во-первых, вы успокоитесь сами и успокоите бандита, во-вторых, психологически ему будет труднее застрелить вас как заложника. Если надежды на контакт по вашему мнению нет, старайтесь не выделяться в группе заложников, ничем не раздражать бандитов. Не стоит сморкаться и кашлять, громко плакать или выражать своё недовольство. Если вы хотите открыть сумочку, встать или перейти на другое место, спрашивайте разрешения.

    Часто в ходе переговоров захватчики освобождают детей, женщин и больных. Если вы попали в это число (иногда благодаря симуляции, убедившей бандита, что вы больны), вы должны максимально помочь оставшимся на борту. Прежде всего тем, что сообщите как можно больше и точнее о том, что происходит в самолёте, группе по борьбе с терроризмом.

    Это можно сделать и не выходя из самолёта: просто разговаривая с соседом. Дело в том, что спецподразделение скорее всего установило снаружи подслушивающие устройства и собирают всю информацию.

    Вот главная информация: число захватчиков, в какой части самолёта они находятся, вооружение, число пассажиров, где они находятся, моральное и физическое состояние террористов, особенности их поведения (агрессия, воздействие наркотиков), кто главный в группе. Часы кормления и отхода ко сну, не было ли замечено минирования помещения.

    Но это лишь основные вопросы, и надо помнить, что в экстремальных ситуациях существенными могут оказаться любые подробности: лишней информации здесь не бывает. Если вам задают вопросы люди, которые поддерживают связь между властями на земле и террористами, старайтесь помочь и им. Дело в том, что это, как правило, члены спецподразделения, переодетые в зависимости от ситуации в ту или иную одежду: летчиков, врачей и т.д.

    Ещё несколько советов. Их даёт Яцек Палкевич в книге „Выживание в городе“:

    старайтесь занять себя: читать, писать, играть или разговаривать с соседями;

    не употребляйте алкоголь;

    отдайте личные вещи, которые требуют террористы;

    при стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но никуда не бегите;

    захват самолёта может продолжаться несколько дней, в течение которых наблюдаётся улучшение отношения пиратов к пассажирам, поэтому не теряйте веру в благополучный исход.

    Если в общении с угонщиками лучше сидёть около прохода, то при появлении группы захвата безопаснее у стены или иллюминатора. Услышав сильные хлопки снаружи, соберитесь: скорее всего это сработали заряды группы захвата, после которых отделятся люки. Следующие хлопки в салоне,— шашки со слезоточивым газом или световые гранаты.

    Вы должны закрыть глаза и задержать дыхание, наклониться как можно ниже. Не трите глаза. Наиболее безопасная позиция — руки за голову, закрыть шею. Локтями — бока и живот. Одна из рекомендаций, которые мне доводилось слышать,— в случае, если вам пришлось упасть в проходе, лежать лицом вверх: таким образом, не шевелясь, вы можете оценивать обстановку. Но этот совет из разряда спорных.

    Зато в любом случае, безусловно, во время работы группы захвата нельзя бежать, падать в объятия освободителей и стоять в то время, когда прозвучала команда пассажирам упасть на пол. Конечно, бойцы спецподразделения не обязательно стреляют во всех, кто к ним бежит, но надо иметь в виду, что пассажиры и террористы не отличаются одеждой, а нервы у спасателей натянуты.

    Не выбегайте из самолёта до тех пор, пока не последует приказ, не суетитесь; при освобождении выходите как можно быстрее, не тратьте время на поиски ручной кладя — самолёт ещё может взорваться или загореться.

    Одна из самых трагических иллюстраций к этим советам — освобождение самолёта Ту-154 от семьи Овечкиных в аэропорту Подберезье. До того, как спецподразделению через багажный люк удалось проникнуть на борт, началась перестрелка. Пассажиров, выпрыгивающих через аварийные люки, группа захвата встречала весьма жестоко. самолёт загорелся, были жертвы не только среди бандитов, но и среди пассажиров.

    Впрочем, не последнюю роль в трагедии сыграла инструкция, согласно которой советский самолёт, угоняемый за границу, непременно должен был приземлиться на своей территории. Нам всем очень повезло, что эту инструкцию отменили.

    << Предыдущая    Следующая >>